Translate

пятница, 18 июля 2008 г.

ТОНКОКОЖИЙ национализм

Реакция мексиканской прессы на фильм Мела Гибсона "Апокалипто"

Хуан Пардинас
газета «Реформа»
4 февраля 2007 г.

(Juan E.Pardinas "Nacionalismo de piel delgada", Reforma, 4 febrero 2007
Gibson's Apocalypto - Perspective by Mexican Press, see the link below)



История Мексики – это не затягивающаяся рана. Когда иностранец пытается заглянуть в открытые язвы нашего прошлого, тонкий слой нашего национального эпидерписа постоянно трескается. Мел Гибсон, австралиец проживающий в Голливуде, дерзнул поставить фильм о культуре майя. В ленте «Апокалипто» наши предки представлены как рабовладельческое и кровожадное общество. У Безумного Макса майя присутствовали на сценах человеческого жертвоприношения с таким же энтузиазмом, с каким мы, современные мексиканцы каждый вечер смотрим по телевизору «Байландо» перед сном. Майяский Адаль Рамонес, вместо того, чтобы забавлять публику своими анекдотами, вырывал сердце приглашенным на телепередачу.



В начальной школе каждый ребенок знает назубок, что древние юкатеки изобрели понятие нуля гораздо раньше Европы. Учебники нам напоминают, что майя были великими архитекторами, астрономами и изобретателями одной из первых систем фонетического письма. Но официальная история, с определенной долей маскировки, упоминает и менее политкорректные аспекты жизни наших предков, хотя факт массовых развлечений в виде четвертования себе подобных не является популярной темой создания национального имиджа.
Герои Мела Гибсона более или менее похожи на майя из настенных фресок Бонампака*, которые публикуются в книжках, изданных SEP**. В одной из сцен в Храме Фресок этого археологического комплекса есть изображение захваченных в результате битвы пленников, которые вскоре послужат материалом для церемонии человеческого жертвоприношения. Эта сцена и послужила посылом для создания сюжета Апокалипто – фильма наполненного жестокостями и приключениями на фоне картины общества дикарей. Плохая новость состоит в том, что эта историческая интерпретация несет в себе некоторую толику правды.

Один из номеров журнала Arqueología Mexicana (сентябрь-октябрь 2003 г.) был целиком посвящен теме человеческих жертвоприношений в доиспанских культурах. В этой публикации Дэвид Стюарт, антрополог гарвардского университета, утверждает: «Первые исследователи старались подчеркнуть различие между «мирными майя» и «брутальными» цивилизациями центральной Мексики… (но) с течением времени мы открыли значительные параллели между религией ацтеков и майя».

С колокольни нашего 21-го века, наши предки кажутся нам дикарями. Однако, выдающиеся архитекторы и изощренные астрономы прекрасно видели и рабство, и мучения, и убийства. А прибывшие испанцы-колонизаторы навязывали свою веру и культуру посредством массового геноцида. Поэтому наш основополагающий национальный миф потеряет свой эпический ореол, если мы признаем тот факт, что мексиканская нация является продуктом встречи между брутальным обществом и армией геноцида.

Когда я пошел смотреть «Апокалипто», в кинотеатре показывали отрывки из фильма про викингов и апачей. По фильму предполагалось, что викинги прибыли на наш континент задолго до Христофора Колумба. Северные завоеватели представлены настоящими бестиями, сеющими ужас и смерть среди общин североамериканских индейцев. Интересно, почувствуют ли себя оскорбленными жители Дании и Норвегии той негуманной и жестокой формой, в которой Голливуд описывает их предков в этом фильме?

Австралийцы очень своеобразно интерпретируют свою историю - они над ней посмеиваются. В 1770 г. Британская корона издала указ, согласно которому Австралия превращалась в тюремную колонию, населенную преступниками. Австралийские эквиваленты нашим Мигелю Идальго и Морелосу*** были убийцами, пиратами, и прочей фауной того же рода. Поскольку отцы-основатели австралийской нации были шайкой преступников, то соотечественники Мела Гибсона решили интерпретировать своё прошлое в свете иронии.

Психоанализ, которым оперирует социология, определяет спрятанную в подсознательном неудобную реальность как источник травм и комплексов. Покровы, которые сорвал «Апокалипто», более говорят о нашей собственной неуверенности, чем о качестве фильма. Нация, уверенная в себе, должна спокойно принять тот факт, что любое историческое прошлое имеет свои причины как для гордости, так и для стыда.

-------------

* SEP (Secretaría de educación pública)- Министерство образования Мексики

** Бонампак - древнее майяское городище классического периода - VII-VIII вв. н.э., которое находится в штате Чиапас, Мексика (в настоящее время городище открыто для посещения туристов)
См. историю городища здесь: http://www.mesoamerica.ru/indians/city/bonampak.html

***Мигель Идальго и Хосе Морелос - считаются основателями мексиканской нации: это католические священники, мексиканские патриоты, которые вели борьбу за независимость Мексики в начале 19 века.

Перевод Таракихи
(оригинал статьи:
Juan E.Pardinas "Nacionalismo de piel delgada", Reforma, 4 febrero 2007)

Комментариев нет:

Отправить комментарий