Translate

понедельник, 15 августа 2016 г.

Бугамбилия ("Bugambilia"). Часть 2.

(Продолжение. См.Часть 1).

Мой ответ на поставленные в предыдущем посте вопросы: 

Бывают ли Амалии, которые бросают таких Рикардов в исполнении Педро Армендариса? Нет, конечно, не бывает... Зато бывают такие тонкие и красивые актрисы, как Долорес дель Рио, которые бросают своих мужей -  арт-директоров голливудских компаний (как Долорес бросила Седрика Гиббонса из Метро Голдвинмайер), и вернувшись в Мексику, целиком посвящают себя искусству.   Так поступила Долорес дель Рио - одна из красивейших актрис мексиканского кино и всего испаноговорящего мира. Её Амалия настолько безупречна, аристократична и обаятельна - как обаятельна сама Долорес дель Рио, настоящая аристократка из богатой семьи, которая разорилась во время мексиканской Революции.  Фактически, в этом фильме Долорес дель Рио играла саму себя. 





Бывают ли отцы, которые смягчаются на слезы дочерей, и отдают их замуж первому нищему встречному? Не думаю, что бывают такие отцы.  Вот и сеньор Роблес оказался другим - наотрез отказался говорить с дочерью на эту тему, предложил ей другого жениха - местного адвоката, а Рикардо... этого наглого, гордого и искреннего (да как он смеет?)... короче, этого Рикардо Рохаса он приказал убить своим наемникам. Если бы кто увидел искренние, добрые, любящие глаза сеньора Роблеса   - то ни за что бы в это не поверил... Так ведь для отца главное - дочку спасти! Спасти ее честь, чтобы не называли ее "бугамбилией" какого-то Рикардо Рохаса! 


Возвращаясь к сценарию фильма, отвечаю на вопрос  - встречаются ли влюбленные, несмотря на запрет родителей и назло непреодолимым жизненным обстоятельствам?  Конечно, встречаются. 

(Ты, Рикардо, приходи на бал в губернаторском доме, и подойти к дальнему балкону, а я к тебе выйду. )

 -  Амалия, почему вы не танцуете? - спрашивает официальный жених-адвокат (как известно, среди адвокатов дураков нет).  - Амалия не хочет с ним разговаривать, но вежливо отвечает, что устала и выйдет на балкон. 

Сцена бала в губернаторском доме - одна из красивейших в фильме. Съемка производится сверху, и как узоры в калейдоскопе, образуются и переплетаются круги танцующих на мозаичном полу. Звучит музыка лирического и щемящего душу вальса.



Амалия выполнила свое обещание - она уходит с бала, бежит, придерживая шар своего бального платья. Она бежит, бежит вниз по ступенькам лестницы - туда, к фонтану, где ждет ее спешившийся всадник. Они уходят вверх по улице, спасаясь от случайных глаз, и Амалия просит Рикардо увезти ее с собой, потому что  Рикардо уезжает из города - ибо его ищут и обещают убить. Но он вернется - он клянется в этом! - когда найдет золото в горах, и станет богатым, чтобы посметь войти в дом Роблеса и посвататься к Амалии.  (Ох уж эта золотая лихорадка в Калифорнии 1848 года, охватившая всю Мексику, а потом и Штаты!) 



(Этот фонтан в Гуанахуато жив до сих пор, или я ошибаюсь?)



Красавец Педро Армендарис, исполняющий роль Рикардо Рохаса.


Лирическая сцена - Амалия умоляет Рикардо не уезжать, а он мечтает о том, как найдет золото и "вымостит дорогу, по которой невеста пойдет к церкви золотыми слитками, чтобы все знали, что Рикардо Рохас умеет уважать традиции! Пусть это знает отец Амалии!".  Мексиканская мечта - это та же самая "американская мечта" о быстром обогащении, которое поможет быстро стереть непреодолимые ранее социальные границы традиционного общества. О эти либеральные идеи, о эти мечты о свободе, за которые мексиканцы сражались под именем знаменитого президента Бенито Хуареса! 

И какая тонкая картинка! Черно-белая фотография, которую недаром называют "светопись". 


Влюбленные увидели, что их временное убежище раскрыто. 


А погоня уже рядом - погоню вызвал тот самый адвокат, неудавшийся жених... Рикардо с трудом отходит от Амалии, взлетает на коня, и по гулкой каменной мостовой раздаются только крики погони, выстрелы и звонкий стук подков.

Отец и Амалия в ссоре. Отец сразу сломался, он не может жить без дочери, не может без нее садиться утром за стол - ему не нужен ни завтрак, ни богатство, ни жизнь. Он стареет, и он одинок. Нет рядом дочери, которая не выходит из комнаты, не слышен ее звонкий голосок, не слышны ее практичные советы, никто не перебирает на столе цветы в огромных вазах - пусто и жизнь окончена. Он вдруг сразу сделался стариком.

Амалия целые дни проводит в своей спальне, и никуда не выходит. Ей доставили письмо от Рикардо - он вдвоем с напарником моет золотой песок на какой-то дальней реке, и уже близко, совсем близко к исполнению заветной мечты! На пике эмоций, Амалия решает помириться с отцом, и искренне еще раз рассказать ему о своем чувстве к Рикардо - вдруг отец одумается?

О-о-о, как оживился отец, когда дочь вышла к завтраку! Его глаза сияют, он гладит руки дочери, он счастлив.  Разрешение на брак? Конечно, прямо сейчас!  Пусть любимая дочь будет счастлива! Где жених? А вот он!  -  Амалия, обвив воланы платья вокруг талии, поворачивается к двери, и... там стоит адвокат.  Все тот же адвокат (кстати, и лицо у него как у адвоката. Профессиональное выражение лица). Ненавистное лицо!  Но разве Амалия позволит себе крикнуть ему это в лицо? Никогда.  Ведь она аристократка.

Все кончено. Отец взбешен. На следующей неделе состоится свадьба. Амалия, дочь - ты меня знаешь! Я не потерплю возражений в своем доме!

Отчаявшаяся Амалия пишет наскоро письмо своему другу, и индейский мальчик на муле доставляет его адресату туда, на дальнюю речку.  Рикардо прощается с напарником, бросает свой "бизнес" и спешит обратно в Гуанахуато.






Он уже не боится зайти в дом богатого патрона - и при входе сталкивается с самим Роблесом. Рикардо, "которому принадлежит мир", пытается мирно уладить дело с отцом своей возлюбленной, но опять-таки, черт побери, голос его звучит с таким достоинством, с таким правом на все окружающее (но, прошу заметить -  без высокомерия), что аристократ приходит в бешенство.  Как! Уводят любимую дочь!  И она, как только началась ссора, метнулась к этому нищему - это от родного-то отца!  Не к любимому отцу кинулась, которого обнимала каждое утро, а к чужому нищему-наглецу.  К чужому.

Вот такие открытия припасены для отцов, у которых единственные дочери на выданье... Воспитываешь и любишь дочь - а ее уводит чужой и враждебный (и впридачу, еще и молодой) мужчина. Трудно конкурировать.

Именно это и было написано на лице папы-Роблеса.  Вообще-то, вот именно за такие вещи убивают - гордость, конкуренция, страх позора, желание сохранить традиции, ревность... Сеньор Роблес приказывает Рикардо уйти, едва сдерживая неистовое бешенство, и вынимает пистолет.  Рикардо отвечает, что способен постоять за себя и за свою будущую супругу. Завтра они повенчаются. Свадьба с каким-то там адвокатом отменяется.

Трудно в это поверить - но Амалия и Рикардо действительно уходят из дома Роблеса. Уходят вместе! 

С учетом того, что действие происходит в Мексике, дальнейшее угадать несложно...

На следующее утро молодые  - одиноко и без всякой толпы, выходят из церкви. На Амалии скромное белое платье и кружевная белая накидка на голове.  Их сопровождает только священник. Вдруг (хотя, почему вдруг?  Вполне ожидаемо!) из-за пролета лестницы появляется отец, его бледное (интеллигентное, родное, милое, такое милое и отчаянное!) лицо бледнеет.  Бабах!!  - Раздается выстрел - Рикардо падает и сразу умирает. 

С душераздирающим криком Амалия падает на его тело, и пытается воскресить. Впрочем, она долго не кричит и не плачет - она настоящая аристократка. Посреди мертвого отчаяния она поворачивается к отцу и говорит ему (не кричит, а именно говорит): - NUNCA... NUNCA TE PERDONARE.  Никогда... никогда тебе не прощу. Ее лицо залито слезами. 

(на лицо отца лучше не смотреть). 




Что было дальше?  Был суд на богатым аристократом, который убил бригадира шахты Рикардо Рохаса. Перед зданием суда стоят люди - богатые и бедные, волнуются, кричат. Такое не каждый день увидишь - судят богача, который убил мужа своей дочери - простого бригадира шахты.

Амалию вызывают на судебное заседание. Она входит вся в черном. Когда она вошла, бедный отец...  залился слезами. Действительно, жизнь подкинула ему неразрешимую задачу. (Ах, зачем они жили в девятнадцатом веке, когда и церковь и религия, и правила поведения для девушек и отцов были так строго расписаны и даже хуже - намертво выбиты в нравственных законах и умах людей! Впрочем, и в веке двадцатом было не лучше - достаточно вспомнить сюжет известного фильма "Преступление отца Амаро" мексиканской студии Артуро Рипштейна).

Защищает отца, сеньора Роблеса... кто бы вы думали? Правильно - тот самый адвокат, неудавшийся жених.  Но чтобы защитить отца перед судом, нужно "утопить", опорочить Амалию - рассказать всем, как она переписывалась с мужчиной из низшего класса общества, как она хотела убежать из дома, как она позорила отца...  Амалия согласна на все - откинув от лица черную вуаль, она отвечает адвокату отца правду.  Адвокат нагнулся над стулом, где сидит Амалия, и задает ей вопросы прямо в лицо... он кричит ей прямо в лицо - Правда ли, что вы, вопреки воле отца... Правда ли, что вы встречались с Рикардо Рохасом... Правда ли, что он приходил к вам в комнату... Вопросы все настойчивей, голос все выше... Крик, крик... Амалия дрожит, но отвечает... 




Отец больше не в состоянии вынести эту пытку. Амалия, дочь моя  - моя плоть и кровь, и я не позволю ее порочить! - Бабах! - раздается выстрел, и отец падает мертвый прямо перед столом, где заседают судьи. Папа! - потрясенно кричит Амалия. Весь народ застывает в шоке.

Финальная сцена.  Темный, огромный, богатый дом. Не горят огромные канделябры свечей, не видно цветов, не слышно разговоров гостей, кругом лишь темная или черная материя. Старая няня тихо плачет, провожая гостя в главную залу, где Амалия по-прежнему играет на рояле - она играет Шопена. Адвокат застыл перед ней, и лишь смог сказать, что пришел навестить. Амалия спрашивает его о том, как он поживает - казалось бы очень светская фраза, но у нее она звучит искренне, с настоящим, хоть и не громким интересом.  Адвокат смелеет, и объясняет цель своего визита.  Он предлагает Амалии уехать с ним далеко-далеко, где их никто не знает, и начать жизнь заново...

Амалия искренне благодарит адвоката, и надеется, что он еще сможет устроить свою жизнь (а мне почему-то казалось, что это был очень удобный момент, чтобы уложить его ударом кирпича или лопаты). Но Амалия отказалась. Она хочет остаться в этом доме, и она не одна - с нею каждый день Рикардо... Она каждый день разговаривает с ним, с отцом... Она похоронила себя вместе с призраками. Бугамбилия.

Звучит музыка Шопена - все сильнее, все трагичнее...  Аккорды рвутся и заполняют темный зал.  Амалия одна, в темном пустом доме играет на рояле. 



Занавес. 

Вот таков сюжет одного из лучших фильмов черно-белого кино, когда-либо созданных за всю историю кинематографа. 

----------------------------

Кто же такие четыре столпа мексиканского кинематографа?


Когда снимался этот фильм (1946 г.), еще никто не знал о том, что Эмилио Фернандеса "Индио" будут называть основоположником мексиканского кинематографа. Что "Индио"  назовёт своим учителем Сергея Эйзенштейна, который в начале тридцатых годов приезжал в Мексику, чтобы снять свой знаменитый материал, который впоследствии назовут фильмом "Да здравствует Мексика".

Эмилио "Индио" Фернандес навсегда останется под глубоким впечатлением фильмов Эйзенштейна, хотя  отснятый материал так и не вышедшего тогда фильма Эйзенштейна о Мексике на долгое время остался на хранение в Голливуде. Но "Индио" его увидел. Видел он и другие фильмы Эйзенштейна. Это он, "Индио", пошел по следам Эйзенштейна, и вслед за ним создал тот расхожий стереотип Мексики, по которому Мексику узнают во всем мире.  Мексика - это горячие, искренние люди, погоня, стрельба, клятвы в верности, кактусы и смерть, смерть...

Тогда, в 1946 году еще никто не знал, что фильм "Бугамбилия" снимает кинооператор высочайшего класса - Габриэль Фигероа. Габриэль Фигероа тоже учился у русского оператора - его примером на раннем этапе стал Эдуард Тиссе, оператор Эйзенштейна, который снимал в Мексике. У великих учителей вышли великие ученики.

Великий мексиканский режиссер Эмилио Фернандес "Индио" и его оператор Габриэль Фигероа долгое время работали в одной команде, и создали немало фильмов.

"Габриэль Фигероа осознавал тот факт, что он вместе с Фернандесом – а они были той самой командой, которая создала известную Золотую эпоху [ мексиканского кинематографа - вставка моя ]   – выдумали идею так называемой «сельской Мексики», которой на самом деле не существовало. Посредством визуального образа Фигероа первым начал конструировать новое, пост-революционное самосознание мексиканцев . «Живописец света», Фигероа учился своему искусству у Грегга Толанда и Эдуарда Тиссе, оператора Эйзенштейна. Считается, что Фигероа, совместно с «Индио» и другими режиссерами, создал новую эстетику мексиканской кинематографии. В более чем двухстах картинах он создал классический образ и эстетику мексиканского кино, которые подверглись влиянию, и сами оказали влияние на современных им мексиканских художников. Фигероа был пионером в воссоздании индейского видения мира, которое оказало большое влияние на мексиканских муралистов, и самого его называли четвертым великим мексиканским муралистом после Ороско, Диего Риверы и Давида Сикейроса. Сам Сикейрос называл кинематографию Фигероа «живыми фресками». " http://us.imdb.com/name/nm0273477/bio

Вот так - "четвертый муралист", после Ороско, Риверы и Сикейроса. Ни больше, ни меньше. Габриэль Фигероа действительно впоследствии стал всемирно известным кинооператором. Когда он уже состарился, ему принесли сценарий фильма "Рэмбо", и предложили стать оператором, но он отказался - ему не понравилась сама идея, и не понравился сценарий. 

После того, как была создана первая копия "Бугамбилии", ее принесли на первый показ в студию СLASA Films Mundiales. Директор студии закричал на всю команду - Мне здесь не нужны гении! - и выгнал всех с просмотра. В один момент Фернандес, Фигероа и Армендарис остались без работы. (думаю, что недолго, ибо они впоследствии создали немало шедевров).

В   фильме Бугамбилия нет ни одной народной мексиканской мелодии, ибо фильм является элитным. Музыкальное оформление фильма включает только классическую музыку Шопена, Шуберта (фортепьяно) и симфонический оркестр, который навевает суицидные настроения, особенно в конце фильма. Даже сцена с похоронной процессией, где несут погибших при взрыве шахты рабочих, сопровождается симфонической музыкой и хором. Очень достойное обрамление для такого кинематографического шедевра.

Вот так надо ценить черно-белое кино и его ФОТО-ГРАФИЮ - "живопись света". Графика - это живопись света. Все ракурсы у Габриэля Фигероа выписаны так, словно это настоящие графические полотна.

Что касается Эмилио Фернандеса, то он много снимался как актер, хотя его актерская карьера отличается от режиссерской. Еще будучи в Голливуде (он бежал в Штаты после того как на родине его приговорили за поддержку режима президента Уэрта), он увидел материалы Эйзенштейна к несостоявшемуся фильму "Да здравствует Мексика", и этот сырой материал произвел на него неизгладимое впечатление. Там же он познакомился с  актрисой Долорес дель Рио, которая позднее, вторым браком вышла замуж за известного художника-постановщика Голливуда Седрика Гиббонса. Есть байка, что когда у Американской киноакадемии возникла идея о создании премии Оскар – фигурки рыцаря с мечом, стоящего на катушке кинопленки – и Гиббонс совместно со скульптором Джорджем Стэнли искал натуру для стоящей фигуры, то Долорес дель Рио посоветовала в качестве натурщика привести Эмилио Фернандеса (уж больно красив был, подлец). Фернандес сначала сопротивлялся, т.к. ему не понравилась сама идея, но потом сдался и позировал нагишом для Стэнли.

Как актер, Эмилио Фернандес начал свою карьеру статистом в фильме "Поток" (The Torrent, 1926), которым дебютировала в Голливуде сама Грета Гарбо.

Фильмография Фернандеса как актера тоже производит впечатление. Правда, он сильно пострадал от того образа бандита и революционера, который сам же и создал – ибо голливудские режиссеры приглашали его исключительно на роли революционных злодеев. Например, в известном голливудском фильме The Wild Bunch ("Дикая банда") он снимался в роли отъявленного злодея революционного генерала Мапаче. В основу этого фильма легли события из бурной жизни банды Бутча Кэссиди, которую тоже называли "Дикой бандой".

Эмилио Фернандес всегда гордился своим индейским происхождением. Его отцом был известный революционный/контрреволюционный, в зависимости от периода Революции, генерал (или полковник), испанский эмигрант, а матерью была индеанка кикапу. Этим индейским происхождением многие объясняют тот факт, что Фернандес мог сниматься в ролях индейцев – он умел прекрасно интерпретировать индейские образы, и в достижении выразительности характера героев мог равняться даже с самим Педро Армендарисом. Обычно в качестве примера приводят его главную роль в фильме"Ханитцио" (Janitzio) режиссера Карлоса Наварро. Этот фильм является интерпретацией знаменитой легенды тарасков Мичоакана об Эрендире.

Меня, однако Фернандес интересует больше как режиссер. Считается, что его лучшей картиной была Мария Канделария (Maria Candelaria), а последующая за ней "Бугамбилия"  является более шедевром операторского и сценического искусства.

Об Эмилио Фернандесе написано много исследований и даже книг. Автором одной книги является Пако Игнасио Тайбо, отец младшего Пако Тайбо II, известного современного журналиста и писателя, который совместно с субкоманданте Маркосом написал детективно-сапатистский роман, который когда-нибудь, возможно, будет опубликован в России .

А вообще "Бугамбилия" (или же попросту цветок-бугенвиль, но ах и ох! - мне больше нравится испанское название) - это один из моих любимых фильмов. Элитная режиссура, элитная фотография, и актеры высочайшего класса.

http://en.wikipedia.org/wiki/Emilio_Fern%C3%A1ndez -   "Индио"  Эмилио Фернандес

http://en.wikipedia.org/wiki/Dolores_del_R%C3%ADo -   Долорес дель Рио

http://www.nga.gov/programs/film/gabriel_figueroa.shtm - Габриэль Фигероа

(http://cinemexicano.mty.itesm.mx/directores/figueroa.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Pedro_Armend%C3%A1riz - Педро Армендарис (старший).  


Фильм "Бугамбилия" на  сайте  Cinemexicano  - http://cinemexicano.mty.itesm.mx/peliculas/bugambilia.html

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий