Translate

понедельник, 19 мая 2014 г.

Теночтитлан

"Во всей Америке нет другого места, которое бы так привлекало доколумбовых индейцев, как небольшая территория на побережье мексиканских озер, а вернее, одного, центрального озера — Тескоко. Тепешпанский человек, первобытные земледельцы, теотиуаканцы и тольтеки — все они жили на берегах этого озера или неподалеку от него.



И еще до того, как в Мексиканскую долину и к озеру Тескоко пришли ацтеки, это небольшое пространство было, так сказать, перенаселено. Прямо на берегах озера и в его ближайших окрестностях выросли десятки городов и деревень: Сумпанго, Чалько, Эекатепек, Текпайокан, Ситлаль-тепек, Куатитлан, Попотла, Шочимилько, Тлакопан, Койоакан и многие другие. Из них для позднейшей истории ацтеков наибольшее значение имели три прибрежных города, которые в момент появления ацтеков в Мексиканской долине были самыми крупными и могущественными: Аскапоцалько, Кулуакан и Тескоко.===

(ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...)





Сами ацтеки называли себя мешика в память о легендарном древнем племенном вожде Мешитли, который правил ими в ту пору, когда они покинули свою легендарную прародину Астлан (от ее названия и образовано слово «ацтек»). Видимо, это был остров посреди обширного озера. Мешики жили на нем до 1068 года. В тот год, как повествуют сказания, они собрали свои пожитки и вместе с восемью другими родственными им племенами, жившими по соседству, двинулись на юг. Все эти и многие другие племена Месоамерики говорили и до сих пор говорят на диалектах одного языка — науатлъ (на'уатлъ). Вот почему все эти племена мы объединяем общим наименованием — науа (на'у а).

Будущие ацтеки, возглавляемые вождем Мешитли, несли впереди статую своего племенного бога Уицилопочтли (очевидно, одного из обожествленных древних вождей мешиков), которая якобы обладала даром человеческой речи и провидения и указывала мешикам, куда, каким путем и когда им следует идти. Двигаясь на юг, в центральную часть Мексики, они, согласно ацтекским преданиям, неоднократно делали остановки — каждый раз не менее чем на год. Они отыскивали подходящую землю, распахивали ее и засевали. Когда же поля давали урожай, а женщины успевали народить детей, они снова пускались в путь.====

====И все же мешики нашли наконец место, которое понравилось вак им самим, так и их богам. Когда они в XIII веке добрались до Мексиканской долины, до берегов Тескоко, то решили окончательно здесь обосноваться. Но, как нам известно, на берегах этого озера уже существовали к тому времени десятки городов. Плодородной прибрежной земли уже не хватало для всех, и отдельные племена вели между собой жестокую борьбу. Но подходы к озерам они не стерегли. Ацтеки беспрепятственно дошли до Тескоко и неожиданно объявились здесь в качестве незваных гостей.

В ту пору предводительствовал ими племенной вождь Теноч. По его имени мешики и получили свое третье название — теночки. Народ Теноча обосновался на берегу озера, на холме Чапультепек (Гора кузнечика).

Но берега повсюду были заселены, и попытка пройти через территорию любого из прибрежных городов-государств могла кончиться полным уничтожением в то время очень еще немногочисленного и слабо вооруженного племени. Таким образом, у ацтеков оставались лишь две возможности - умереть здесь или жить в буквальном смысле на воде.  Они выбрали жизнь. Кружа по озеру, мешики нашли болотистый необитаемый островок и поселились на нем. Только с этого дня, который обозначен в ацтекском календаре как 1 текпатль и соответствует нашему 1353 году, и начинается подлинная история ацтеков.

 

Своему островному поселению они дали имя Теночтитлан. Прежде всего, в самом центре островка они воздвигли храм, посвященный Уицилопочтли.  От храма провели линии на запад, юг, север и восток, разделив таким образом весь остров на четыре примерно равных "квартала" - Куэпопан, Теопан, Мойотлан и Астакалько, где и поселились четыре ацтекские фратрии, составлявшие племя.

 

Строительство Теночтитлана было очень затруднено из-за нехватки дерева и камня, и потому ацтеки были вынуждены покупать все строительные материалы у своих более удачливых соседей в прибрежных городах. Платили они тем, что давало им озеро - водоплавающей птицей, раками, тростником.  На неприглядном островке посреди озера недоставало и пригодной для земледелия почвы.  Поэтому и землю для полей ацтекам приходилось добывать со дня озера.  .Как раз к этим временам относится одно из удивительнейших изобретений ацтеков - чинампа - плавучие сады (искусственные плавучие острова из ветвей и прутьев, засыпанных плодородной землей).  Эти плавучие поля приносили исключительно высокий урожай.  Даже в наше время ацтекские жители предместей нынешней столицы Мексиканской республики - Шочимилько, чалько и других - частично ведут свое хозяйство этим способом.

 

Однако, ацтекам в их островной эмиграции посреди необозримых просторов озера Тескоко не хватало не только земли, но также и питьевой воды.  Пришлось построить нечто вроде танкера и привозить на остров воду, купленную в Чапультепеке.  Так понемногу ацтеки преодолевали трудности, связанные с их пребыванием на негостеприимном островке посреди соленого озера.  Могущественные города-государства, разумеется, с неудовольствием наблюдали, как прямо из вод озера вырастает новый город, уже украшенный множеством великолепных построек, город с быстро растущим населением."




Милослав Стингл. Индейцы без томагавков.
(По моему мнению, одно из лучших ранних популярных изложений истории Месоамерики)

(ссылка на мой предыдущий пост)

Комментариев нет:

Отправить комментарий