Translate

понедельник, 27 мая 2013 г.

Война кристерос - преследование католиков в Мексике


Кристиада, или "Война кристерос"  - это период в истории Мексики (1926-1027 гг) , когда мексиканский президент Плутарко Элиас Кальес объявил войну Католической церкви, не в последнюю очередь благодаря примеру Советского Союза (Мексика первой, если помните, в Америках признала революционную Россию, так как в Мексике, почти одновременно с Россией, совершилась своя Революция).  (см. посты о Героизме мексиканцев).  Во время революции был принят ряд нормативных актов, в результате которых Католическая церковь была полностью отделена от государства, и священникам предписывалось полное невмешательство в государственную жизнь (подробнее О религии в Мексике см.здесь).

В борьбе с Церковью, католические школы были запрещены,  священников публично расстреливали, и велись активные кампании против религии.

Федеральная правительственная армия борется с "кристерос": 


Надпись на фотографии:
Дон Франциско Вера, пожилой священник, расстрелянный в Халиско за то, что служил Святую мессу. 1927 г.

(Читать далее, фотографии + краткая история Кристиады и ее последствий в современной жизни Мексики...)






Повешенные вдоль железнодорожного полотна католики, штат Халиско. 




Солдаты федеральной армии насмехаются над павшими "кристерос", профанируя мессу. Штат Халиско, 1927 г.







 Труп расстрелянного католика выставлен на обозрение. 


 Солдат федеральной армии с головой мученика-кристеро.


Как отвечали кристерос - простые жители Мексики: крестьяне, горожане, прихожане и простые приверженцы церкви?  Они восстали "против тирании Кальеса". Восстание началось в штатах Халиско, Гуанахуато и Сакатекас в 1927 г.

 Знамя восставших кристерос, "Да здравствует Христос-царь", "Освободительная армия", 1927 г.


 Молодые кристерос. Штат Морелия.




Армия кристерос.



Впоследствии война распространилась на центр страны.

В рядах кристерос были в осносном, крестьяне и простые прихожане. Интересно отметить, что под знаменем Креста собрались, в основном, беднота из метисов, мулатов, негров и индейцев, в то время как ладино (белая элита), по обсуждаемой версии, придерживались догматов масонства и атеистически-светских воззрений, насмехаясь над религией.

Кристерос образовали собственную нерегулярную армию, где не была предусмотрена какая-либо оплата, поэтому они испытывали огромные финансовые трудности и большой недостаток вооружения. Медицину в рядах кристерос обеспечивали, в основном, тысячи женщин - так называемые "Красивые бригады" - Las brigadas bonitas, которые оказывали моральную и физическую поддержку войску.

 
Повстанцы-кристерос

Война кристерос началась после нескольких лет непрекращающейся агрессии против католической церкви, проводимой последовательно несколькими правительствами Мексики задолго до Революции. Принадлежность мексиканских элит к масонству тоже считается одной из причин постоянного преследования церкви. 
Начавшаяся война против церкви и жестокости федеральных войск спровоцировали целый ряд случаев сознательного мученичества, когда кристерос предпочитали расстрел принудительной перемене своих взглядов. Кристерос умирали с криком "Да здравствует Христос-царь!" ("Viva Cristo Rey!") и "Да здравствует Пресвятая Дева!". Число жертв Кристиады трудно подсчитать - но большинство из них были священниками и искренне верующими. 
Стоит также отметить и позицию официальной Католической церкви в этом конфликте. Многие современные обозреватели подчеркивают, что официальная церковь стремилась к урегулированию конфликта, несмотря на множественные жертвы, которые приносили во имя ее простые мексиканцы. В частности, Католическая церковь обратилась с просьбой об урегулировании конфликта (арбитраже) к Соединенным Штатам, так как влияние Святого престола в Штатах было достаточно представительным. Однако, и внутри самой церкви произошел раскол - по меньшей мере, три епископа - Леопольдо Ларра и Торрес (Мичоакан), Хосе Мора и дель Рио (Мехико) и Паскуаль Диас-Баррето (Табаско) противостояли желанию руководства Церкви пойти на мировую с правительством. В результате противостояния католической иерархии, в 1929 году была создана организация "Мексиканского католического действия".

Ватикан вмешался в мексиканский конфликт, по просьбе высших иерархов Мексики, однако это представлялось весьма затруднительным, так как эскалация конфликта усиливалась народной поддержкой -  "не было ни одного крестьянина, который бы прямо или косвенно не помогал делу кристерос", ибо под знаменем "Святого Сердца Христова" вставали все новые тысячи и тысячи сторонников Пресвятой Девы Гвадалупской (которая традиционно считается защитницей Мексики).

Под угрозой дальнейшей эскалации конфликта, вновь пришедшее к власти правительство Эмилио Хиль (Emilio Portes Gil) обратилось за помощью к США. В 1928 году американский посол в Мексике - Дуайт Морроу (Dwight Morrow), послужил арбитром в конфликте и способствовал заключению договора между сторонами, где гарантировалась амнистия тем повстанцам, которые сложат оружие, а со стороны государства оговаривалось прекращение военных действий и восстановление приходов. Тем не менее, лишь одна треть повстанцев сдала оружие, что объяснялось глубокими разногласиями как внутри самой церкви, так и ее светских последователей.

В 1934 году президент Ласаро Карденас объявил о начале нового периода в сфере образования Мексики, где полностью отмечалось обучение религиозной доктрине, а само образование должно было встать на социалистическую основу "рационализма" и элементов социальной жизни. Сельские учителя, не желающие оставить свои общины, вновь выступили против правительства под лозунгами кристерос, однако к восставшим учителям было применено такое наказание, как обрезание ушей, а подвергшиеся этому наказанию стали называться maestros desorejados, или "безухими учителями".

Касательно версии о том, что масонство первых лиц государство было причиной пост-революционного преследования Католической церкви, то у исследователя Алекса Росаля (Alex Rosal) в книге  "Масонство, антикатолические репрессии и кристерос" (Мадрид, 2007) существует такая цитата президента Хиля: "В 1929 году президент  Мексики Эмилио Портес Хиль заявил: "В Мексике государство и масонство - это одно и то же".  Сам Портес Хиль был Великим Магистром". Впрочем, близость к масонству приписывалось и самому Командующему Революции - бывшему президенту Кальесу.  Принадлежность к масонству, однако, не объясняет всей полноты конфликта, унаследованного еще от Либеральной реформы, начатой в 1847 году президентом Хуаресом.

Война кристерос, среди других последствий (см.ссылку о Религии в Мексике) способствовала созданию в Мексике организации, которая квалифицируется как ультра-правая, и считается идеологической основой нынешней Партии национального единства (PAN) - El Yunque. Целью этой организации является проникновение во власть (партия PAN, чьи политики в свое время участвовали в El Yunque,  пробыла у власти двенадцать лет, с 2000 по 2012 г.), и противодействие "коммунизму" и "масонству". Также, идеология El Yunque близка ультраправой идеологии испанских фалангистов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий