Translate

четверг, 9 апреля 2015 г.

Хоропо - народный танец льянос

Хоропо (el joropo)


История хоропо

Хоропо - танцевальный стиль Венесуэлы и Колумбии (кто не в курсе - Венесуэла и Колумбия составляют одно культурное пространство). Также, хоропо иногда называют "Венесуэльский вальс" (см. Перуанский вальс, колониальную обработку европейского вальса). Танец "хоропо" имеет смешанный ритм (мы уже обсуждали вопросы ритма с френдом boomzoomer) либо три четверти 3/4 (как вальс), либо вообще 2/3 или 6/8 (что вообще беспредел:))

Хоропо - часть креольской (колониальной американской) культуры, но в реалиях Венесуэлы и Колумбии он включает в себя также и элементы африканской музыки (для которой характерно отсутствие унифицированного музыкального ритма). В фольклорном отношении "хоропо" является элементом культуры "льянеро" (llanero) - культуры скотоводов и пастухов венесуэльских и колумбийских "льянос" - равнин. Трудная жизнь посреди саванны, будни и романтика "ковбойского" труда в полной мере отражаются в музыке и стихе жанра льянеро.



На музыкальный строй хоропо повлияло фламенко, или музыка испанской Андалузии. Однако, не следует думать что в бывших испанских колониях попросту копировали испанский стиль - его развивали и интерпретировали по-своему. Само слово "joropo" является производным от слова "jarabe" (см. мой пост о региональных танцах Пуэблы в Мексике - jarabes poblanos). Основным хореографическим элементом в харабе и хоропо является своеобразная чечетка - zapateo, которую танцевали в минуты отдыха прямо, так сказать, на рабочем месте - в загоне для скота (коррале). В плане социальном, хоропо перекликается с культурой скотоводов Дикого Запада США (см. мой пост о том, как бразильский певец интерпретирует американскую народную песню Susannah в латиноамериканском стиле).
 
Музыкальные инструменты
Традиционными инструментами жанра "льянеро" являются: непременная креольская арфа, небольшая гитара ("cuatro") которая в основном, исполняет аккомпанемент, а также бандола (bandola) - нечто среднее между гитарой и лютней (кстати, в мексиканский группах марьячи используют большую гитару, называемую "бандолон"), а также род погремушек, называемых "maracas", т.е. в единственном числе одна погремушка называется "марака" (на юге Мексике разновидность подобных погремушек называется "чин-чин"). И конечно же, ПЕВЕЦ!
 
 
Хореография
Хоропо, по традиции, начинается с ритма и хореографических фигур вальса, где кавалер по традиции держит даму за талию одной рукой, а другой рукой сжимает руку дамы, и они начинают классический вальс. Затем, однако, народная венесуэльская традиция начинает резко расходиться с европейским обычаем - под "зов струны" (cuando llama la cuerda) кавалер начинает чечетку - пока он бьет чечетку, дама пристукивает каблуком ему в ритм. Женский вариант чечетки называется "escobillado" (эскобильяо). Один из элементов хоропо - когда дама и кавалер держат друг друга за кончики пальцев, откидывая корпус назад, и начинают чечетку.
 
 



 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В хоропо (как в восточных единоборствах), хореографические элементы имеют свои уникальные идентификаторы-названия, выдержанные в стиле метафоры - есть там и свой "стиль орла")), благо в Южной Америки водятся хищные птицы - ястреб (gavilán) и аура (zamuro, называемый у мексиканцев zopilote, свободно парящий в жарком небе Центральной Америки) : есть в хоропо движения, имитирующие орла в амбаре, погружение змеи в воду, и кидание веревки, и объятия медведя, и собачью лапу, и морда и хвост, и чертовы круги... (насладиться списком и подробным описанием можно здесь.. - на исп.языке.)
Существует много региональных разновидностей хоропо - его танцуют в штатах Арагуа и Миранда, в Ларе, Боливаре и Баркисимето. Вот пример хоропо - его танцуют победители фольклорного танцевального фестиваля из штата Арагуа - ей-Богу, это не скучно!
Эту смесь кадрили и африканской чечетки надо видеть!
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий