Translate

среда, 12 декабря 2012 г.

Религия в Мексике-1


Religion en Mexico-1

  


B Мексике по-прежнему 91% населения считают себя католиками. Однако, Мексика, как и Россия, является по Конституции светским государством, где Церковь отделена от государства и по закону не имеет на него рычагов влияния.

Кажущееся противоречие, однако, сглаживается не юридическими постановлениями, а культурными и историческими традициями мексиканского народа.   Уважение к Церкви, религии и местным святым до сих пор является неотъемлемой частью самосознания большинства мексиканцев, несмотря на то, что в истории Мексики было два крупных антиклерикальных периода -  антицерковная либеральная Реформа (реформы и законы, принятые в период 1855-1863 г., отделившие Церковь от Государства ) и "Кристиада"  (1926-1929 гг)  - война мексиканского правительства против Католической Церкви, предпринятая, во многом по примеру первых лет Советской власти, президентом Плутарко Элиасом Кальесом.

Тем не менее, по моему мнению, в Мексике акция, подобная февральской выходке Pussy Riot, в Мексике была бы невозможна - несмотря на то, что город Мехико, в отличие от провинций, довольно терпим к различным социальным движениям и экстравагантным массовым акциям.  

Рассмотрим Конституционное право Мексики в вопросах вероисповедания.(См ."Религия в Мексике", обзор источников)


Свобода вероисповедания в контексте конституционного права

Конституция Мексики гарантирует свободу вероисповедания для своих граждан. В соответствии с Конституцией, мексиканцы могут свободно реализовать свое право на выбор религии, или не исповедовать никаких религиозных взглядов. Статья 24 Конституции Мексики гласит: Каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, и участвовать в церемониях, посвящениях или актах соответствующего культа, если они не являются нарушением или преступлением, преследуемым по закону. 

Мексика имеет очень сильные антиклерикальные традиции - свобода вероисповедания как гражданское право мексиканцев было сформировано в контексте двухвековой борьбы с историческим доминированием католической церкви в общественной и государственной жизни страны. В результате этой борьбы, католическая церковь в Мексике во многом потеряла свои когда-то бывшие нерушимыми позиции – по Конституции Мексики, церковь отделена от государства вот уже более полутора веков, а сама Мексика уже является многоконфессиональным государством.

В период президентства Бенито Хуареса, в 1857 году в Мексике была принята первая либеральная Конституция и проведен ряд реформ («Закон Лердо»), согласно которым католическая церковь в Мексике юридически окончательно отделялась от государства. Этот период в истории Мексики называется «Реформой». В результате реформ, католическая церковь потеряла свои привилегии и свою когда-то огромную собственность. Разделение церкви и государства вошло в мексиканскую конституцию и явилось логическим завершением долгого этапа антиклерикальной борьбы, начавшейся еще в период Войны за независимость Мексики (1810-1821 гг), и как конституционное положение сохраняется до сих пор. Существует мнение, что церковная реформа 1857 года открыла двери альтернативным культам и религиозным конфессиям, чей приход через полтора века изменил религиозную ситуацию в Мексике, и послужил причиной того разнообразия религиозной жизни страны, которое существует в настоящее время.

Особенно сильные трения между римско-католической церковью и правительством начались после мексиканской Революции 1910-1920 гг. когда в конце двадцатых годов двадцатого века в Мексике разразилась настоящая война пост-революционного правительства против католической церкви (так называемая «Кристиада», Cristiada или La Guerra Cristera), в результате чего в Конституцию Мексики были внесены суровые поправки, еще больше ограничивающие права римско-католической церкви и духовенства. В школах было запрещено преподавать религиозные основы, учителя преподающие основы религиозных доктрин наказывались, церкви закрывались, священники подвергались репрессиям.


Статья 130 революционной Конституции подтвердила ранее существующее разделение церкви и государства: ни члены духовенства, ни сама церковь не считались юридическим лицом, не существовали как субъект государственного права, и соответственно, не могли иметь собственность. Священники (каковыми могли быть только мексиканцы по рождению) не имели право голоса, а церковь целиком подчинялась светским законам, установленным государством. Долгое время государство делало вид, что ни религии, ни церкви в Мексике не существует – по окончании Кристиады, в сороковых годах правительство приостановило проведение в жизнь кардинальных антицерковных законов. Здания католической церкви принадлежали государству, а альтернативные религиозные группы (протестанты, иудеи) находились в ничтожном меньшинстве, и их жизнь никак не регулировались государственными постановлениями, и не учитывалось ни в какой государственной статистике.

Период кардинального противостояния между церковью и государством завершился лишь к 1992 году, когда во время президентства Карлоса Салинаса де Гортари правительством Мексики были приняты несколько новых конституционных законов. В Мексике был принят судьбоносный Закон о религиозных объединениях и общественных отправлениях культа (Ley de asociaciones religiosas y culto publico, publicada en el Diario Oficial de la Federación el 15 de julio de 1992).

Соответственно, в том же году была затронута и священная 130-я статья Конституции Мексики, определяющую разделение церкви и государства - церковь, служители культа и религиозные объединения вернули себе юридический статус: при условии регистрации в соответствующих государственных органах церковь возвращала себе статус юридического лица и соответственно, титул на собственность (недвижимость), а священники и/или служители культа, если они являются гражданами Мексики, впервые в истории Мексики получали право голоса.

Со своей стороны, согласно новому закону, государство официально обязалось не вмешиваться во внутренние дела церкви или религиозного объединения. Тем не менее, статья 130 Конституция по-прежнему четко определяет примат общественного права - светское законодательство является основной регулирующей силой в Мексике: все административные акты имеют юридическую силу только при отправлении в государственных органах и только соответствующими уполномоченными государством лицами (это относится, в первую очередь, к бракосочетанию как акту гражданского состояния). Как и прежде, духовенству запрещено заниматься общественной деятельностью, поддерживать политические партии, выражать свои политические взгляды, поддерживать кандидатов от политических партий или противостоять законам и установлениям государства. Служители культа могут участвовать в работе таких общественных учреждений как больницы или тюрьмы – основной закон страны напрямую не запрещает подобное участие духовенства в общественной жизни, но и не поддерживает его никаким соответствующим законодательством. Служители культа теперь могут голосовать, но не имеют права быть избранными на высшие государственные посты. Религиозные группы не могут обладать или управлять телевизионными станциями на государственных частотах. Тем не менее, в Мексике существует канал кабельного телевидения, по которому католическая церковь осуществляет вещание на национальном уровне. Обычно, для трансляции программ религиозного содержания на государственных частотах, необходимо заручиться разрешением от государственных органов, и как правило, это разрешение выдается в обычном порядке. Согласно статистике, с июня 2003 по май 2004 года, государственными органами было выдано разрешение на трансляцию 11,116 передач религиозного содержания.

В связи с принятием закона 1992 года, мексиканское правительство установило дипломатические отношения со Святым Престолом (весьма натянутые еще со времен Второй мексиканской империи, когда в 1865 г. возмущенный церковными реформами императора Максимилиана, папский нунций покинул Мексику). Католическая церковь вновь обрела свой юридический статус, и по закону 1992 года были сняты практически все ограничения, когда-то наложенные на нее, особенно в части юридических прав на собственность. Закон 1992 года разрушил дипломатические и политические барьеры, которые долгие годы существовали между Мексикой и Святым престолом, в связи с чем папа Иоанн-Павел Второй смог впервые посетить Мексику в качестве Главы государства Ватикан в 1999 году.

Однако, процесс возрождения религии коснулся не только католической церкви. Вместе с католической церковью, права получили и другие, уже имеющиеся в Мексике церкви и религиозные ассоциации. По закону 1992 года, при официальной регистрации любое религиозное объединение получает ограниченное право на собственность (недвижимость). Для строительства нового культового сооружения (или для перепрофилирования существующего здания для культовых целей), религиозное объединение обязано подать заявку в государственные органы. Любое культовое сооружение, построенное после 1992 года, является собственностью построившего его религиозного объединения. Культовые здания построенные до 1992 года, рассматриваются как национальное достояние – их собственником является государство, и они освобождены от налогов.

В августе 2001 года в Конституцию Мексики была внесена еще одна поправка, впервые в истории страны официально запрещающая преследования и дискриминацию граждан по религиозному признаку. (Статья 1 Конституции).

Школа в Мексике отделена от государства, и преподавание религиозных основ в государственных школах запрещено, что не мешает, однако, религиозным ассоциациям иметь свои частные школы. Частное религиозное образование на дому не поддерживается законом, но и не запрещается.

Как правило, на практике конституционное право мексиканцев на свободу вероисповедания охраняется государством: правительственные структуры обычно уважают свободный выбор граждан и их право на религиозные собрания. По Конституции, Конгресс (парламент) Мексики не может одобрить закон, разрешающий или запрещающий ту или иную религиозную конфессию, или дающий преимущество той или иной религии.

В рабочем календаре Мексики за 2009 г. определены восемь праздничных дней, из них один посвящен христианским праздникам – Рождество (25 декабря). Кроме того, некоторые работодатели дополнительно предоставляют своим работникам оплачиваемые выходные в Великий четверг (пасхальная неделя), в День поминовения усопших (2 ноября), праздник Пресвятой Девы Гвадалупской (12 декабря) и Рождественский сочельник (24 декабря).

Начиная с 1992 года, Статья 2 Конституции определяет Мексику как «мультикультурное» государство, этнической базой которого является индейское население. Метисы составляют основное население Мексики, а индейское население составляет (по различным источникам) – 11% от всего населения страны, и представлено (также по различным источникам) 62 коренными народами, которые проживают на территории всей Мексики, и говорят на разных языках. Индейское население Мексики весьма неоднородно с точки зрения религиозных убеждений. Свобода вероисповедания в индейских общинах часто бывает ограничена рамками культурной среды, местными традициями и существующей политической обстановкой. Как правило, в Мексике инциденты на почве религиозной нетерпимости происходят довольно редко, но большинство из них зарегистрированы именно там, где существует наибольшая плотность индейского населения – в Юкатане, штатах Оахака, Чиапас и Табаско. Каждый такой случай серьезно рассматривается на различных государственных уровнях. Как правило, большинство случаев религиозной нетерпимости зарегистрировано в штате Чиапас, где традиционно проживают различные группы народа майя. К вопросу об особом положении Чиапаса в религиозной жизни Мексики мы вернемся и рассмотрим его в особой главе.

(Продолжение - Религия в Мексике-2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий