Translate

пятница, 14 декабря 2012 г.

Религия в Мексике-2


Religion en Mexico-2


По закону, административное управление делами религиозных объединений на территории Мексики возложено на Министерство внутренних дел Мексики (La Secretaría de Gobernación de México, SEGOB). В правительстве большинства штатов Мексики имеются специальные подразделения – офисы по религиозным делам (oficinas de asuntos religiosos). В штатах Чиапас, Герреро, Нуэво Леон религиозными делами занимаются заместители министра внутренних дел Мексики по религиозным делам (subsecretarios de asuntos religiosos).

Начиная с 2001 года, Министр внутренних дел Мексики (Secretario de Gobernación) является непременным участником диалога между представителями различных религиозных конфессий - как с целью обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, так и с целью урегулирования конфликтов. Представителем Министра в этих диалогах является специальное подразделение внутри структуры МВД Мексики - Генеральное управление по религиозным делам (GDAR), которое также осуществляет административно-государственное управление делами религиозных объединений.

Прямой задачей Генерального управления является гарантия реализации закона о свободе вероисповедания, пропаганда религиозной терпимости и расследование конфликтов на почве религиозной нетерпимости, укрепление связей между религиозными ассоциациями и государством – исключительно в контексте светского характера закона о разделении церкви и государства.

В последнее время, особое внимание Управление уделяет переводу Закона о религиозных ассоциациях на языки коренных народов Мексики (мексиканских индейцев). По сведениям Доклада Госдепартамента США о свободе вероисповедания (U.S. Department of State, Religious Freedom Report 2009), Закон 1992 г. о религиозных объединениях был переведен на одиннадцать индейских языков (включая язык индейцев пурепеча штата Мичоакан), и планируется дальнейший перевод Закона на другие индейские языки Мексики (общим планируемым числом 16).

    Фото: индейцы-уичоль, Мексика

Закон разрешает религиозным объединениям заниматься неофициальной деятельностью без регистрации, однако чтобы приобрести статус юридического лица, заключать договоры, арендовать землю и покупать недвижимость, религиозное объединение обязано зарегистрироваться в Генеральном управлении по религиозным делам. Как правило, службы и культовые собрания проходят в церквях или специально приспособленных для культовых целей зданиях. Для проведения службы вне лицензированного места собраний, религиозная ассоциация должна заранее уведомить соответствующие инстанции. Как правило, разрешение выдается в рутинном порядке.(читать далее о регистрации религиозных объединений + статистика различных конфессий...)


Регистрация религиозного объединения тоже проходит в установленном законом порядке. Для того чтобы законно существовать на территории Мексики, религиозная ассоциация обязана изложить свою религиозную доктрину, которая не должна cодержать призывы к физическому насилию или представлять опасность для членов организации. Ассоциация обязана иметь определенный «стаж» работы среди новообращенных – не менее пяти лет (однако, закон не требует никакого количественного «ценза» обращенных). Религиозное объединение не может быть создано с целью проведения коммерческой деятельности, хотя получает налоговые льготы при регистрации. Согласно Докладу о свободе вероисповедания Госдепартамента США по Мексике (Religouis Freedom Report 2004), за 2004 год правительство Мексики получило 4 442 заявки на регистрацию.

По статистике на февраль 2009 г., в Мексике ВСЕГО зарегистрировано 7.074 религиозных ассоциаций, из которых крупнейшими являются евангелическая и римско-католическая церкви, а также протестанты. Статистику по каждой из этих церквей мы укажем ниже.

В Мексике существует достаточно большой спектр религиозных конфессий и ассоциаций, обеспечивающих мексиканцам широкий выбор вероисповедания. На территории Мексике на постоянной основе работают иностранные миссионеры. У каждой религиозной организации есть своя квота на визы, определяемая на уровне федерального правительства. Начиная с 1995 года по 2004 год, было выдано 49 466 виз для иностранных миссионеров, включая 5 526 виз за период мая месяца 2004 года. К вопросу о работе иностранных миссионеров в Мексике мы вернемся несколько позже.
II. Религиозная демография и статистика

Территория Мексики составляет почти два миллиона квадратных километров, а население (по официальным подсчетам, за 2009 год) составляет около 109 миллионов.

Представление о религиозной демографии в Мексике можно получить на основании трех статистических источников.

1). Официальная статистика в Мексике ведется Национальным институтом статистики и географии (INEGI). Каждые десять лет проводится национальная перепись населения, результаты которой публикуются в открытых отчетах. Несмотря на обилие данных по статистике, до недавнего времени эти данные не использовались в полной мере для воссоздания религиозной картины Мексики.

До начала девяностых годов прошлого века, статистические данные о религиозной демографии Мексики были достаточно скудны и не давали полного представления о религиозной ситуации в стране. Большой «религиозный взрыв» произошел в 1993 году, на следующий год после принятия Закона о религиозных объединениях – именно в том году было зарегистрировано более полутора тысяч религиозных объединений (для сравнения – до принятия закона, в1992 году по статистике было зарегистрировано всего три религиозных ассоциации).

Перепись 2000 года впервые показала разнообразие религиозной картины Мексики, и на основе структуризации данных позволила провести классификацию религиозных течений. Условно, перепись разделяет все существующие в Мексике церкви на 10 групп:

- Католическая

- Протестантская

- Евангелическая

- Библейская не-евангельская

- Другие христианские церкви

- Восточные религии

- Иудейская религия

- Ислам

- Нативисты (неоязычники)

- Спиритуалисты

- Нехристианские религии

По переписи, примерно 88% мексиканцев определяют себя как католиков. В Мексике насчитывается примерно 11 тысяч католических церквей, 14 тысяч католических священников и монахинь. В структуре католической церкви в Мексике задействованы около 90 тысяч служащих.

Оставшиеся мексиканцы отнесли себя к следующим религиозным группам (в процентном отношении от всей численности населения):

- 1,62% пятидесятники и ново-пятидесятники

- 2, 76% другие протестантские и евангелические течения

- 1,25% Свидетели Иеговы

- 0,71% «исторические» протестанты (каковыми государство определяет пресвитерианцев, баптистов, методистов, назареян, меннонитов)

- 0,58% адвентисты седьмого дня

- 0,25% мормоны (члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней)

- 0,05% иудеи

- 0,31% другие религиозные течения.

Примерно 3,5% мексиканцев не отнесли себя к никакой религиозной группе, и 0,85% не определили своей религиозной принадлежности.

Нужно иметь ввиду, что в данном статистическом раскладе рассматриваются только так называемые «официальные», зарегистрировавшиеся церкви и объединения, и данная статистика базируется на критериях, разработанных для переписи населения.

2). Свою статистику религиозной жизни в стране, отличную от Национального института статистики, ведет Министерство иностранных дел Мексики (SEGOB).

Несмотря на то, что по переписи большинство мексиканцев относит себя к католической вере, статистика Министерства внутренних дел (SEGOB) предоставляет собственные данные, где публикуются цифры о религиозных объединениях, зарегистрированных на территории Мексики. Эти данные публикуются в Административном каталоге религиозных объединений Мексики (CATALOGO ADMINISTRATIVO DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS EN MEXICO) при МВД Мексики (SEGOB).

На февраль 2009 года, Каталог регистрирует общую численность религиозных объединений на территории Мексики - 7.074. Также, Цифры Каталога свидетельствуют о том, что в Мексике налицо опережающий рост численности евангелической церкви, на фоне отставания римско-католической церкви:

 - В Мексике всего христианских объединений – 7,042

 - Евангелическая церковь (евангелисты, баптисты, армия спасения, пятидесятники, спиритуалисты и другие) насчитывает 3,777 объединений

- Католическая церковь насчитывает 3,151 объединений

- Протестанты насчитывают 83 объединения

- православные – 28

- мормоны – 1

- свидетели Иеговы – 2

- традиционные восточные религии (индуисты, буддисты, кришнаиты) – 17 объединений

- ислам – 2

- «новые религии» - 4.

Среди «новых религий» числятся: 1) In Kaltonal (Ин Кальтональ, Дом Солнца), чьи последователи считают, что древние доиспанские верования ацтеков являются истинным проявлением мексиканского духа, 2). Эканкар (познание Божественной реальности через Святого Духа) 3). «Мексиканская церковь Красавица одетая в Солнце» ("La Mujer Hermosa Vestida del Sol"), чьим пророком, возрожденным Илией является Роке Рохас, живший в девятнадцатом веке – автор так называемого «Последнего завета», и 4). Церковь «Ла Эрмоса», Templo la Hermosa, чьи последователи верят только в Новый Завет, и Иисуса Христа как одного бога.

Некоторые религиозные культы – такие, в частности, как недавно появившийся и набирающий популярность культ Святой Смерти (Santa Muerte) – не входят в статистику Национального института статистики и географии. Полное название церкви - «Ортодоксальная католическая мексикано-американская церковь Святой смерти». Церкви было отказано в регистрации при Генеральном директоре по религиозным делам МВД – чиновники нашли, что заявленный статус церкви сильно отличается от ее религиозной практики, и отправление культа смерти (который все христианские церкви считают «дьявольским») может привести к массовым правонарушениям. Среди населения бытует убеждение, что наиболее преданными новообращенными являются члены наркокартелей и преступных организаций.

Несмотря на хорошо структурированную и подробную статистику Каталога, точное количество религиозных объединений в Мексике пока не поддается подсчету. Получение точных статистических данных затруднено по причине невозможности атрибутировать ту или иную религиозную группу к определенной церкви – как с точки зрения исследователей, так и с точки зрения самих членов религиозного объединения. Например, библейских не-евангельских христиан некоторые исследователи причисляют к парапротестантской религии, а некоторые евангелические церкви (определяемые в данных переписях как «другие евангельские») считают себя близкими к пятидесятникам, и очень часто не образуют никакого представительства, и не формируются в религиозной объединение. Иногда такие группы действуют не в качестве религиозного объединения, а гражданской ассоциации.

3). Религиозные объединения публикуют свою собственную статистику, и эта статистика может отличаться от официальных данных. Так, некоторые евангелические группы в штате Чиапас утверждают, что вместе с протестантскими приходами и сочувствующими, к протестантам можно отнести 60% всего населения штата Чиапас. С другой стороны, иногда служители культов предпочитают занижать статистику своего присутствия: так, в штате Табаско Свидетели Иеговы заявляют, что в 17 муниципалитетах существует 20 тысяч их последователей, в то время как Офис по религиозным делам штата Табаско показывает, что в штате зарегистрировано 22.500 членов церкви Свидетелей Иеговы, и 46 молельных домов – самая большая в стране численность Свидетелей Иеговы в расчете на плотность населения.

В Административном Каталоге религиозных объединений Мексики также указаны регионы, где насчитывается самое большое количество зарегистрированных религиозных объединений – на первом месте находится Федеральный округ, затем штат Нуэво Леон, город Мехико, и штат Тамаулипас.

Большинство христиан некатолической принадлежности проживают на юге Мексики, а именно – в штате Чиапас, чье население составляет 4% от всего населения Мексики, и где проживает множество индейцев. Именно среди индейского населения штата Чиапас насчитывается наибольший процент не-католиков – не-католики составляют 36,2% от населения штата (на фоне примерно 12% некатолического населения всей Мексики). За штатом Чиапас следует штат Табаско, где проживает 29,6% не-католиков, затем штат Кампече – 28,7%, и штат Кинтана-Роо – 26,8%.

   Фото: Церковь индейского поселка Сан-Хуан-Чамула, штат Чиапас


Необходимо отметить, что упомянутый штат Чиапас играет исключительную роль в религиозной демографии Мексики. Эту особую роль подчеркивают практически все исследования и источники по религиозной демокрафии Мексики. В отличие от других штатов, Чиапас представляет собой настоящую мозаику различных религиозных конфессий и культов, подчас весьма экзотических. Среди индейского населения Чиапаса в последние годы появились мусульмане – это группа индейцев-цоцилей, проживающих в исторической столице штата, городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. С исламом индейцев познакомила миссия Дава – исламистская секта, привнесенная в Мексику группой испанских проповедников. Активная и подчас агрессивная деятельность иностранных миссионеров среди индейского населения Чиапаса – это, как мы упомянули выше, тема для особого исследования. Помимо ислама, индейцы Чиапаса исповедуют ново-языческие культы, основанные на доколониальных верованиях местных индейцев, в сочетании с различными видами христианства (включая местные и привнесенные виды православия). Религиозный синкретизм индейцев Чиапаса является отдельной темой многочисленных исследований, которые проводятся как мексиканскими, так и зарубежными учеными (в основном, американскими). Свобода вероисповедания, заявленная в Конституции Мексики, с достаточным постоянством нарушается на уровне местных муниципалитетов Высокогорья Чиапаса, где борьба местных общин за «чистоту веры» в исторической ретроспективе вызывала и до сих пор вызывает внутренние миграционные потоки индейцев, переселяющихся целыми семьями и деревнями в новые места, в поисках спасения от своих гонителей.

В 2002 году представитель римско-католической церкви в Чиапасе заявил прессе, что примерно 12% населения штата причисляют себя к неверующим, 64% атрибутируют себя к римско-католической церкви, и 22% к протестантской. В индейских общинах Чиапаса число католиков еще ниже: в декабре 2001 года среди индейцев-чолей насчитывалось 56,3% католиков, среди цельталей – 54,7%, и среди цоцилей – 51,9%.

К вопросу о религиозном разнообразии Чиапаса мы вернемся в отдельной главе.

Как и в Чиапасе, некоторые индейцы полуострова Юкатан и штата Оахака практикуют синкретическую смесь из доколониальных обрядов майя и католической религии.

В 2007 году, усилиями солидных государственных учреждений - Министерства внутренних дел (SEGOB), Национального института статистики и географии (INEGI), Центра исследований социальной антропологии, а также ряда престижных учебных заведений был впервые опубликован Атлас религиозного разнообразия Мексики, который на основании статистики предыдущих лет дал достаточно полную картину религиозной жизни Мексики. Данные этой работы свидетельствуют о том, что старые представления о Мексике как нерушимом оплоте римско-католической церкви больше несостоятельны. Католическая основа испанской культуры, вот уже много веков являющейся частью и собственно мексиканской культуры, постепенно разрушается под воздействием мощного наступления протестантизма, которому, хоть и в меньшей степени, сопутствуют другие религиозные течения – как христианские, так и не-христианские. Это наступление, в конечном итоге, может окончательно изменить культурное единство мексиканцев как нации.

Вот что сказал по этому поводу Элио Масферрер, профессор Национальной школы антропологии и истории (ENAH): «Мексика превращается в мультикультурную страну где Конституция «запрещает запрещать» любую религию. Нам нужно привыкать к этой ситуации – она лишь часть глобального процесса по культурной диверсификации, и результат тех культурных, социальных и политических перемен, которые происходят в мексиканском обществе».

Таракихи, © январь 2010
(опубликовано на  mesoamerica.narod.ru - при цитировании, ссылка на этот сайт обязательна)


Источники:

Конституция Мексиканских соединенных штатов
CONSTITUCIÓN POLITICA DE LOS ESTADOS UNIDOS MEXICANOS

LEY DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS Y CULTO PÚBLICO
Nueva Ley publicada en el Diario Oficial de la Federación el 15 de julio de 1992

CATÁLOGO ADMINISTRATIVO DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS EN MEXICO
La Secretaría de Gobernación de México, SEGOB
Subsecretaría de Población, Migración y Asuntos Religiosos
Direccioón General de Asuntos Religiosos

U.S. Department of State

Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2009

U.S. Department of State
Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2004

Renée de la Torre, Cristina Gutiérrez Zúñiga. “Atlas de la diversidad religiosa en México”, CIESAS, 2007

Segob: hay más ministros evangélicos que católicos
Milenio.com, 08.04.2009
http://www.milenio.com/node/196570

Religión prehispánica renace en el siglo 21
Vanguardia, 01.01.2008 


Комментариев нет:

Отправить комментарий