Translate

воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Себастьян де Апарисио - первопроходец дорог Мексики


Блаженный Себастьян де Апарисио - первопроходец и  строитель  дорог Мексики.
(как простой испанский парень стал мексиканским святым...)
Beato Sebastian de Aparicio - 
Precursor de los caminos de Amеrica
1502-1600

Родился святой Себастьян де Апарисио дель Прадо 20 января 1502 года в провинции Оренсе испанской Галисии, в поселке под названием Гудинья. Родители его – Хуан де Апарисио и Тереза дель Прадо - дали ребенку имя в честь того святого, в день которого он родился - Св.Себастьяна. 

Простой крестьянский мальчик не был обучен грамоте – в то время школа была привилегией для немногих.  Вместо этого, его учили молитвам и самому разнообразному крестьянскому труду – колоть дрова, смотреть за животными, обрабатывать поле, чинить телеги, крыши и утварь – все те дела, которыми ему было предрешено заниматься всю свою жизнь. (Читать далее историю блаженного, которого считают покровителем путешествующих по дорогам Мексики...) 




Когда Себастьян был еще ребенком, в деревню пришла страшная эпидемия – зараженные старались изолироваться от остальных, дабы не заразить их. Поэтому мать отвела уже больного Себастьяна в отдельную пещеру.  Одрнажды в эту пещеру наведалась волчица, которая укусила ребенка. Путем кровотечения, произошедшего от укуса, маленький Себастьян полностью излечился от заразной болезни. С тех пор, говорят, Себастьян приобрел особую власть над животными, и впоследствии всегда умел с ними обращаться.

В возрасте двадцати лет Себастьян покинул родные края, и с благословения родителей направился в древний город Саламанку, чтобы найти достойную работу. Его приняли на должность главного управляющего к богатой молодой вдове. Поскольку Себастьян проявил себя самым лучшим образом как служащий, и проявил исключительные человеческие качества как истинно верующий человек, то хозяйка его, молодая вдова, оценив все его лучшие качества, пыталась склонить его посредством искушения к тому, чтобы молодой человек на ней женился. (ну прямо как у Лопе де Вега в «Собаке на сене» !!)    Различные добродетели молодого Себастьяна впоследствии не раз привлекали внимание недостойных женщин, но уже в юном возрасте Себастьян показал, что умеет владеть своими страстями и не склоняться ко греху.

Немедленно покинув работу у вдовы, Себастьян направился в Андалусию, в порт Сан Лукар (полное название - Санлукар де Баррамеда), где впоследствии отработал семь лет у одного богатого землевладельца. На этой работе Себастьян еще раз проявил великолепные деловые качества и глубокое знание правил ведения сельского хозяйства. Когда ему исполнился 31 год (в 1533 году), Себастьян решил отправиться в Новую Испанию, так как именно из этого порта направлялся широкий миграционный поток в Новый Свет.

   

Благополучно прибыв в порт Веракрус, Себастьян пробыл там некоторое время, и не нашел применения своим знаниям в области сельского хозяйства, поэтому двинулся дальше – в недавно основанный город Пуэбла де лос Анхелес, основанный два года назад монахом Торибио де Бенавенте по прозвищу Мотолиния*. В год основания нового города, 16 апреля 1931 года, монах Торибио отслужил святую мессу на месте его основания, благословив сорок испанских семей, которые решили поселиться в этой местности и заниматься сельским хозяйством, привлекая к своему труду местных индейцев. Вожди Тлашкалы, Уэхотцинго и Тепеаки взяли на себя обязательство выслать в помощь испанцам тех своих сородичей, которые уже обратились в христианство.

Себастьян занимался выращиванием пшеницы и маиса в плодородной долине Пуэблы вместе со своими соотечественниками, но вскоре сменил род деятельности и стал заниматься производством транспортных средств по типу своих родных галицийских повозок вместе со своим другом и компаньоном по имени Мигель Касадо. (вот отсюда и началась его слава как первопроходца и строителя дорог и мостов Мексики).

Еще один факт, важный для знания истории развития Мексики, и связанный с именем Себастьяна де Апарисио – Себастьян стал заниматься отловом и выращиванием молодых бычков, дабы задействовать тягловую силу в транспортных средствах**, как это делалось в его родной Галиcии. Таким образом, с именем Себастьяна связан определенный прорыв в экономическом развитии Мексики – ранее все работы по транспортировке грузов выполняли индейцы, которые переносили тяжести на своих спинах. Себастьян де Апарисио первым начал строить повозки, которые позволили избавить индейцев от тяжкого физического труда. 

Говорят, что именно этот род деятельности Себастьяна де Апарисио послужил прообразом знаменитого «чарро мехикано» (charro mexicano) – мексиканского наездника-ковбоя. Национальный костюм чарро состоит из расшитых по шву серебром брюк и короткого черного пиджачка, также расшитого серебряной ниткой и украшенного серебряными пуговицами. В Мексике древний костюм «чарро» до сих пор в чести – в настоящее время его носят марьячи в качестве выходного костюма.

Через Пуэблу проходили бесконечные караваны, которые из порта Веракрус направлялись в город Мехико по пути, который уже был проложен в 1522 году. Продолжался процесс активного заселения Новой Испании. 

В 1542 году Себастьян переезжает в город Мехико с более широкими намерениями. Он сумел проложить дорогу для гужевого транспорта из Мехико в Сакатекас. Десять последующих лет Себастьян де Апарисио занимался перевозкой серебряной руды из Сакатекас в Монетный двор города Мехико, и иногда брал с собой пассажиров. Даже сейчас вызывает изумление объем проделанной им работы: он засыпал ямы, выравнивал холмы, строил деревянные мосты, подвозил провизию своим работникам, но самое главное  -  сумел добиться расположения племени чичимеков, которые были известны своей жестокостью и даже каннибализмом.




Маршрут дорожно-строительных работ, которые начал проводить в Новой Испании
Себастьян де Апарисио:  Сакатекас - Керетаро - Мехико - Пуэбла - Веракрус.

Запряженные четверкой повозки Себастьяна колесили по всем вновь проложенным дорогам, и чичимеки, видя искреннее к ним отношение со стороны Себастьяна, никогда не беспокоили его, и более того – всячески защищали его и оберегали.

В 1552 году, после восемнадцати лет работы по прокладке дорог для гужевого транспорта, в возрасте пятидесяти лет, Себастьян продает все свои транспортные средства и поселяется в живописной асьенде Тлальнепантла, неподалеку от Мехико.


Себастьян обучает индейцев

К этому возрасту галисиец Себастьян де Апарисио уже становится настоящим мексиканцем. Несмотря на свое благосостояние, он одевается как все окружающие, спит на простом индейском матрасе («петате»), как простые люди, ест кукурузные тортильи с чили, как бедняк, и позволяет себе мясо только по воскресеньям да по праздникам.

Дом Себастьяна в Тлальнепантле являет собой пример множества проявлений милосердия, как в плане материальном, так и в духовном. Земельные наделы Себастьяна были школой обучения сельскохозяйственному труду для индейцев; дом его превратился в надежное убежище, где обретались бедные и убогие, учившиеся христианским добродетелям, которые Себастьян никогда не уставал являть примером собственной жизни. Среди прочих добродетелей выделялось особое почтение Себастьяна в Святому распятию и Деве Марии, чей алтарь он почитал на протяжение всей жизни.

В пятьдесят пять лет Себастьян переехал в Аскапотсалько***, где один из соседних отцов семейства, имеющий претензию на состоятельность, попытался женить Себастьяна на своей дочери, нацеливаясь на богатство нового соседа.

Вскоре Себастьян переехал в Чапультепек****, где управление многочисленным скотом требовало его присутствия. В Чапультепеке Себастьян тяжело заболел, и будучи при смерти, уже готовился предстать к последнему причастию. Однако он вскоре вернулся к жизни, и окружающие настоятельно стали ему советовать жениться, дабы иметь рядом с собой женщину, которая ухаживала бы за ним. После многочисленных колебаний и молитв, Себастьян принял совет, и в возрасте шестидесяти лет, в 1562 году, женился на молоденькой дочке своего друга, который жил по соседству, и обвенчался с ней в ближайшей францисканской церкви. Жил Себастьян со своей женой в целомудрии, однако на первом году брака жена его умерла, и родители ее начали процесс по признанию брака недействительным. Заплатив родителям умершей жены две тысячи песо приданого, Себастьян снова переезжает в Аскапотсалько.

Второй брак Себастьян заключил в Аскапотсалько, с одной «благородной и добродетельной индеанкой, по имени Мария Эстебан», которая также была дочерью одного из друзей Себастьяна. Этот брак также был целомудренным, так как сам Себастьян сделал соответствующую оговорку в завещании, и для своей второй жены Себастьян был скорее добрым отцом.

Однако земное счастье Себастьяна и на этот раз недолго длилось, так как вторая жена Себастьяна вскоре погибла в результате несчастного случая, сорвавшись с фруктового дерева. Себастьян искренне горевал о ней, как и о своей первой жене.

Себастьян де Апарисио, человек скромный и воздержанный, в результате всего случившегося находился в глубоких сомнениях по поводу воли Божьей в своей судьбе. Нетребовательный и непритязательный в жизни, Себастьян сумел разбогатеть; склонный к монашескому целомудрию, он имел два брака; прошел через тяжелую болезнь, однако жизнь ему была дарована очень долгая…

Ему было уже семьдесят лет, а он еще не нашел своего истинного призвания. Но вышло так, что Себастьяна провели через все жизненные испытания для того, чтобы он стал монахом ордена св.Франциска.

Истинное призвание Себастьяна де Апарисио

Монастырь Св.Клары в городе Мехико, некоторое время спустя со времени своего основания, испытывал серьезные экономические трудности. Исповедник Себастьяна посоветовал, дабы тот помог монастырю своим состоянием и послужил монастырю в качестве брата в миру, на различных работах. Ответ Себастьяна воспоследовал немедленно: к концу 1573 году, он в присутствии нотариуса переуступает право на все свое имущество, которое насчитывало 20 тысяч песо, сестрам-клариссам.


Многочисленные знакомые Себастьяна не переставали дивиться переменам в его жизни – солидный предприниматель и богатый помещик превратился в скромного работника монастыря св.Клары. Однако именно в этот момент Себастьяну становится ясно, что внешняя сторона его жизни наконец-то пришла в согласие с его внутренними наклонностями, которые не менялись на протяжении всей его жизни.

После года испытаний в качестве посыльного и разнорабочего при монастыре св.Клары, религиозное призвание Себастьяна подтвердилось достаточным образом, и 9 июня 1574 года, в возрасте 72 лет, он принял послушничество во францисканском монастыре г. Мехико. Монахи-францисканцы, которые знали и имели возможность оценить Себастьяна, приняли к себе старика-послушника, которому, как они полагали, жить оставалось уже недолго. Однако, новый послушник Себастьян показывал пример не только в молитвах и добродетелях, но и являл собой образец трудолюбия: он подметал, готовил еду , переделывал тысячу практических дел – сопровождая свой труд тихой и спокойной радостью.

13 июня 1575 года прозвучала его торжественная клятва:

«Я, брат Себастьян де Апарисио, даю обет и обещаю Господу жить в послушании, без принадлежащей мне собственности и в целомудрии, согласно Евангелию и Господу Нашему Иисусу Христу, храня закон монашеского братства».

Один из братьев расписался за него, ибо Себастьян был неграмотен.

Немедленно вслед за этим событием Себастьяна вызвали в Пуэблу де лос Анхелес, где находился большой францисканский монастырь, где монахи вели большую работу по евангелизации и распространении образования среди индейцев, и остро нуждались в добросовестном сборщике подаяний (“el limosnero”)



Францисканский монастырь в г.Пуэбла

(в настоящее время при монастыре открыт учебный центр "Апарисио")

И вот в возрасте семидесяти пяти лет, с соломенной шляпой за спиной, в заштопанной рясе и с мехом вина на ремешке (обычай, довольно распространенный среди испанцев), брат Себастьян в своей повозке вновь пускается в путь, колеся по дорогам обширной округи размером в 250 километров, собирая подаяния не только для нужд самого монастыря, но и для тех бедняков, которые постоянно при этом монастыре обретаются.

Старичок, которого францисканцы приняли исключительно по милости своей, продолжал им служить еще двадцать три года, начиная с возраста семидесяти пяти до девяноста восьми лет. Он всегда находился в дороге, и ночи проводил при свете звезд, укутавшись накидкой и засыпая в своей повозке.

Подобно Св.Франциску, брат Себастьян очень любил животных, однако всегда имел особую власть над быками и дикими животными. Однажды настоятель монастыря приказал увезти большой камень с берега реки верхом на муле, которого никто не мог не только приручить, но даже и подойти к нему. Брат Себастьян приблизился к животному и сказал ему, что надо выполнить работу.  И о чудо!  Дикое доселе животное, заслышав слова монаха, послушно побрело в нужном направлении.




Возвращаясь однажды из Атлиcко с повозками, нагруженными пшеницей, брат Апарисио остановился на отдых. Этим немедленно воспользовались муравьи, начав растаскивать зерно. «Отец, - обратился к монаху сопровождавший его индеец, - муравьи вовсю тащат зерно, и если их не остановить, то мы останемся ни с чем». Брат Себастьян подошел поближе к муравьям, имея вид очень серьезный, и произнес: «Эта пшеница, которую вы тащите, принадлежит монастырю Святого Франциска, поэтому остерегитесь». Слов этих было достаточно, дабы муравьи прекратили растаскивать зерно и вернули его полностью. По другой версии, Себастьян стал уговаривать муравьев: «Это зерно предназначено одному бедному человеку, так верните же его!» - и муравьи вернули все по зернышку.

Однажды в день праздника Девы Марии, брат Себастьян приехал в чолульский монастырь*****, где подходя к причастию, он увидел образ пресвятой Девы. Оробев, монах созерцал видение, и когда его побеспокоили, закричал: «Подождите, отойдите – видите как Госпожа наша спускается по лестнице? Как же она прекрасна!» Однако никто ничего не заметил, и лишь потом припомнили, что в тот день Себастьяну было видение св.Девы.


Монастырь св.Гавриила, поселок Чолула, Пуэбла

Работники на полях всегда зазывали Себастьяна, дабы он оградил их от непогоды и поветрий, которые губили урожай, что тот и исполнял с превеликим тщанием. Веревка, которой францисканцы обычно подвязывают свою рясу, обрела известность в самых далеких уголках округи, где бывал Себастьян. Простым прикосновением этой веревки монах излечивал больных и облегчал муки рожениц. Один из старейших биографов Себастьяна называет его веревку «всецелительницей» (“sanalotodo” –да простят мне вольный перевод действительно знающие люди) или лекарством от всех бед, а также приводит в пример одно чудо, которое произошло по милости Господа при помощи слуги его Себастьяна.

« Однажды случилось так, что ребенок четырнадцати месяцев от роду, сын одних благочестивых прихожан монастыря, расположенного в Уэxоцинго, попал под колеса повозки, влекомой взбесившимися быками. Испугавшиеся быки рванули с места, и одно тяжелое колесо переехало дитя, буквально впечатав его в землю. Родители показали мертвого малыша подоспевшему Себастьяну, умоляя того помочь хоть чем-нибудь. Монах воззвал к Господу, и малыш вскоре очнулся».

Дьявол искушал Себастьяна по ночам жуткими видениями, заставляя того выйти из религиозного братства.

Однажды двое друзей сопровождали Себастьяна до его жилища, и тут их посетили дьявольские видения такого ужасающего вида, что те пустились в бегство и никогда больше там не появлялись. Однако брат Себастьян отдалял от себя дьявольские искушения упорной молитвой.

Двадцатого января 1600-го года брат Апарисио отметил свою девяносто восьмую годовщину, и прославляя своего святого заступника, Св.Себастьяна, продолжал разъезжать в своей повозке. Здоровье пока позволяло ему работать, однако давняя его болезнь – грыжа – продолжала терзать его.

Двадцатого февраля Себастьян возвращался домой с гор Тлашкалы с повозкой, полной дров. Неожиданно подступили острые боли, вызвавшие тошноту и головокружение. Кое-как превозмогая боль, Себастьян смог доехать до монастыря Пуэблы, где брат Хуан де Буэнавентура (также галисиец по происхождению), принял больного, испугавшись его полумертвого состояния.

Себастьяну приказали оставаться в кровати в монастырской больнице, однако пять дней спустя Себастьян попросил своего соотечественника перенести его с непривычной постели на пол своей кельи, где по его словам, он всегда обретал покой  - потому что в течение многих лет, по примеру индейцев, Себастьян любил спать прямо на полу: «Земля есмь и на земле обретаться должен» - говаривал он.

В восемь часов вечера двадцать пятого февраля 1600-го года, в возрасте девяноста восьми лет, по подобию Св.Франциска, брат Себастьян испустил дух со словом «Иисус».

Множество жителей Пуэблы пришли на его похороны. Впоследствии два раза извлекали его останки, и, по свидетельству очевидцев, каждый раз они обретались нетленными и источали аромат. Также, свидетели говорили, что по смерти лицо Себастьяна оставалось благообразным и спокойным, как и при жизни. Рядом с его ракой творились разные чудеса.

Вскоре начался процесс по беатизации Себастьяна, в течение которого были задокументированы имевшие место 968 чудесных явлений.

17-го мая 1789 года Папа Пий VI утвердил беатизацию Себастьяна, и с той поры нетленные останки – похожие на спящего человека – обретаются в серебряной раке со стеклянной крышкой в приделе  церкви монастыря Св.Франциска города Пуэбла де лос Анхелес.

Рака блаженного Себастьяна де Апарисио во францисканском соборе
города Пуэблы.

Минуло много лет, однако слава чудотворца из Пуэблы все растет, и культ его распространяется по всей Мексике и за ее пределами.

Водители всех видов транспорта Мексики называют Святого Себастьяна де Апарисио своим небесным покровителем. 

На площади перед церковью Св.Франциска в Пуэбле стоит красивый монумент из бронзы и гранита, на котором была высечена надпись (задолго до даты беатизации, утвержденной в Риме), которая гласит очень просто:

San Sebastiаn de Aparicio
Precursor de los caminos de Amеrica
1502-1600
Святой Себастьян де Апарисио
первопроходец  дорог Америки
1502-1600

Примечания и сноски:

* Торибио Бенавенте де Мотолиния -  один из первых францисканских монахов, прибывших в Новую Испанию (Мексику) вслед за конкистадорами.  Мотолиния по праву считается первым евангелизатором Мексики, ибо он обратил в христианство множество индейцев.



** Коренное население Америки не знало тягловой силы животных. Все тяжелые физические работы выполнялись при помощи труда людей.



*** Аскапотсалько, Чапультепек -  поселки, находящиеся поблизости от г.Мехико.  В настоящее время - городские районы Мехико.


Все вышеописанное переведено и скомпилировано с нижеприведенных источников:

http://www.legionhermosillo.com.mx/Cuer ... ricio.html
http://www.franciscanos.org/bac/saparicio.html
http://www.oremosjuntos.com/SantoralLat ... ricio.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий